Гнев — это поза сознательно выбранная родителем
Я убежден, что гнев — это поза, сознательно выбранная родителем для того, чтобы обвинить, наказать ребенка или преподать ему урок, поскольку его поведение вызвало у родителя другие чувства. Когда вы гневаетесь на кого-то, вы разыгрываете роль, действуете так, чтобы произвести на него как можно более сильное впечатление, вы хотите его поразить, показать ему, что он наделал, преподать ему урок, убедить его в том, что больше так делать не следует. Я не хочу сказать, что гнев нереален. Он очень даже реален, человек может кипеть от негодования так, что у него внутри все дрожит. Я лишь говорю о том, что люди позволяют себе гневаться. Ребенок паясничает в ресторане. Естественное, первичное чувство родителя — стыд. Вторичное чувство — гнев: «Перестань! Тебе же не два года!» Девочка забыла, что у папы сегодня день рождения, и не поздравила его. Отец обиделся. Его первичное чувство — обида, а вторичное — гнев: «Ты сегодня такая же забывчивая, как всегда!» Ребенок приносит домой дневник с оценками за полугодие. Мама видит, что в дневнике одни тройки, и огорчается; это ее первичное чувство. Вторичное чувство — гнев: «Вместо того чтобы заниматься, ты весь год бил баклуши. Ну что, теперь ты доволен?!» Можно ли научить родителей не посылать детям гневные я-сообщения? Опыты, которые мы проводили на занятиях с родителями, весьма обнадеживают. Мы помогаем им различать первичное и вторичное чувства, что важно, если ребенок выведет их из равновесия. В результате родители сообщают детям о своих первичных чувствах, не дожидаясь, пока их переполнит гнев. Занятия в группах КЭР помогают родителям лучше понять, что с ними происходит, когда они сердятся, — и остановиться на первичном чувстве. Миссис К., чрезвычайно сознательная мама двенадцатилетней дочери, рассказала классу о своем открытии. Она поняла наконец, что ее частые вспышки гнева — вторичные реакции на разочарование.