Ребенок начинает волноваться в процессе беседы
Бывает и так, что ребенок начинает волноваться в процессе беседы, потому что родитель продолжает применять активное выслушивание даже после того, как ребенок сообщил ему все, что хотел. Нужно уметь вовремя остановиться. Просто следите за ребенком —он изменит выражение лица, начнет беспокойно озираться по сторонам или поглядывать на часы, даст понять, что ему пора идти, и т. п. Или просто скажет что-нибудь вроде: Мудрые родители вовремя остановятся, заметив эти сигналы, даже если им кажется, что ребенок еще не справился с проблемой. Психологи прекрасно понимают, что активное выслушивание лишь помогает детям начать поиск выхода из сложной ситуации — дает возможность высказаться и определить суть проблемы. Часто бывает так, что после этого дети сами, без наводящих вопросов, принимаются размышлять над проблемой и в конце концов находят собственное решение. Мне часто говорят: «Активное выслушивание творит чудеса с детьми трех-четырех лет и старше, но как быть с младенцами, которые еще не умеют говорить?» А порой я слышу и такое: «Я понял, что нужно больше доверять ребенку, поскольку он может самостоятельно справляться с проблемами. Но самые маленькие дети еще такие беспомощные, не должны ли мы решать за них большую часть их проблем?»
Это заблуждение, что активное выслушивание помогает только детям, имеющим большой запас слов и способным связно рассказать о своих проблемах. Но для того чтобы успешно применять активное выслушивание при общении с детьми ясельного возраста, нужно четко представлять себе, что такое невербальное общение и как правильно отвечать на невербальные сообщения, которые посылают родителям маленькие дети.