Родитель — консультант
Родители на собственном примере учат ребенка своим жизненным принципам, но есть и другой способ, с помощью которого можно показать ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Каждый родитель способен поделиться с детьми своими идеями, знаниями, опытом — как это делает консультант, когда клиенту требуется помощь. Правда, тут кроется подвох. Хороший консультант рассказывает, а не вещает, показывает, а не навязывает, предлагает, а не требует. И что гораздо важнее, умелый консультант рассказывает, показывает и предлагает всего лишь один раз. Хороший консультант показывает клиенту, в чем его выгода, основываясь на собственных знаниях и опыте, но не пристает к нему день за днем, месяц за месяцем, не судит его, если тот не согласится, не будет переубеждать, если тот начнет отказываться. Хороший консультант предлагает свои идеи, а потом предоставляет клиенту самому решать, что лучше: соглашаться или отказываться. Если консультант будет вести себя как большинство родителей, клиент просто возьмет и откажется от его услуг.
Современные дети точно так же отстраняют своих родителей — сообщают, что в их услугах больше не нуждаются, — поскольку лишь немногие родители могут примерить роль хорошего консультанта. Чаще всего они уговаривают, запугивают, преследуют, навязывают, умоляют, читают нотации и стыдят — и все для того, чтобы заставить детей сделать то, что считают правильным. Родители день за днем пристают к ним со своими наставлениями и поучениями. Они не дают детям возможности самостоятельно решить, стоит или не стоит соглашаться, — и тем самым лишают их возможности учиться жизни. Выступая в роли консультантов, родители думают так: «Клиент все равно купит». Но если дети упорно не желают «покупать», это означает, что консультант поработал плохо.