Стремление быть первым, нежелание проиграть
Дети, которых воспитывают методом поощрений и наказаний, будут всеми силами избегать ситуаций, где могут потерпеть поражение. Особенно часто такое случается в семьях хорошего достатка, где родители пытаются воспитывать детей, делая акцент на похвалу, денежные вознаграждения, призы и т. п. Я знаю немало людей, которые по идейным соображениям не признают наказания в качестве метода воздействия на детей, но я крайне редко встречал родителей, которые усомнились бы в пользе поощрений. Не удивительно, что многие дети сориентированы исключительно на успех, победу, лучшее положение в обществе и при этом над ними довлеет страх проиграть. Еще одно неприятное свойство метода воспитания, ориентированного на вознаграждение, заключается в том, что он не рассчитан на детей, способности которых — интеллектуальные или физические — от природы ограничены и им трудно набрать вожделенные «наградные баллы». Я имею в виду детей, чьи братья и сестры или сверстники генетически более одарены, и при равных условиях—будь то дома, в школе, на спортивной площадке — такой ребенок в сравнении с ними проигрывает и остро ощущает свою ущербность. Во многих семьях есть дети, которым суждено идти по жизни, постоянно испытывая грусть от того, что другие дети получают награды, которых им самим не получить никогда. У таких детей заниженная самооценка, они привыкают к безнадежности. Я убежден: семейная атмосфера, в которой детей ориентируют на получение поощрений и наград, может не только испортить тех, кто к наградам привык, но и пагубно отразиться на тех детях, которым эти награды недоступны.