Авторитарный метод воспитания
Метод награды и наказания имеет серьезные ограничения: такая «муштра» требует строго определенных условий. Психологи, изучающие процесс обучения на опытах с лабораторными животными, отмечают, что им трудно установить контакт с «объектами», если не будут соблюдены строго определенные условия. Как правило, при воспитании детей методом награды и наказания многие требования просто невозможно соблюсти. Большинство родителей изо дня в день нарушают одно или несколько правил эффективной «дрессировки». Перечислим эти правила: «Объект» должен быть сильно мотивирован — он должен ощущать сильную потребность «работать за награду». Крысы должны быть достаточно голодными, чтобы пробраться по лабиринту к кормушке. Родители часто пытаются повлиять на детей, предлагая им награду, которая ребенка не слишком интересует. Если наказание слишком строгое, «объект» откажется от дальнейших действий в данной ситуации. Когда крысы, забравшиеся в лабиринте в тупик, получали очень сильный удар током, они вообще переставали искать выход из лабиринта. Если вы слишком строго накажете ребенка за какую — то его оплошность, он всякому действию, в том числе и правильному, предпочтет бездействие.
Хорошее поведение объекта должно безотлагательно увенчаться наградой. Во время опытов с крысами животное должно было нажать на определенный рычаг, чтобы получить корм. Но если между нажатием на правильный рычаг и появлением корма проходило слишком много времени, крысы не запоминали, какой из рычагов правильный. Скажите ребенку, что, если он сейчас вынесет мусор, через месяц вы свозите его на пляж, — и вы убедитесь, что такая отдаленная награда не покажется ему достаточно заманчивой.