Активное выслушивание
Вот еще один способ отвечать детям, если они столкнулись с проблемой. И способ этот еще более эффективен, нежели фраза — «отмычка», которая является лишь приглашением к разговору. Эти фразы лишь приоткрывают дверь, чтобы ребенок мог высказаться. Но родителям следует также научиться держать дверь открытой. Активное выслушивание куда эффективнее пассивного выслушивания ; это верный способ вовлечь в разговор как «отправителя», так и «получателя» информации. Но чтобы научиться слушать активно, родителям необходимо расширить свои знания о том, что собой представляет процесс коммуникации между двумя людьми.
Когда ребенок обращается к родителю, он делает это потому, что испытывает такую потребность. А возникает она оттого, что с ним что-то происходит: ему чего-то хочется, или он испытывает дискомфорт, или его переполняют эмоции, или он чем-то обеспокоен, или столкнулся с какой-то проблемой. В таких случаях мы говорим, что ребенок вышел из равновесия. Чтобы вернуться обратно в состояние равновесия, ребенок обращается к родителю. Предположим, что он голоден и говорит отцу: «Папа, скоро будет ужин?» В сущности, это кодированное сообщение об испытываемом ребенком чувстве голода, которое отец еще должен расшифровать. Если отец правильно расшифрует послание, он поймет, что ребенок голоден. Но если вдруг отец истолкует данное сообщение таким образом, что ребенок интересуется ужином, потому что надеется еще погулять перед сном, возникнет недопонимание, и процесс коммуникации будет нарушен. Возникает помеха — но ни ребенок, ни отец об этом не подозревают, поскольку они не могут читать мысли друг друга. Именно такая ситуация часто складывается между двумя людьми в процессе коммуникации: получатель информации неверно понимает сообщение, переданное отправителем, причем ни тот, ни другой не подозревают об этом. Представьте, однако, что отец решил на всякий случай проверить, правильно ли он понял сына. Он может сделать это, просто повторив ребенку вслух свои мысли — результат расшифровки сообщения: «Ты хотел бы успеть погулять перед сном». Получив от отца ответную информацию, ребенок сможет сказать, что отец неправильно его понял: