Родитель интуитивно чувствует, что это ничем не лучше
Родитель интуитивно чувствует, что это ничем не лучше, а может быть, даже еще хуже. Поэтому он по-прежнему старается придерживаться метода I, даже если видит, что дети страдают от строгости или что отношения разлаживаются. Большинство сторонников метода II не хотят переходить к авторитарным методам воздействия, потому что это противоречит их убеждениям, а может, они просто не в силах сопротивляться. Я встречал немало женщин и даже мужчин, которые находили метод II наиболее удобным, поскольку боялись конфликтовать с детьми. Вместо того чтобы подвергать себя риску, навязывая детям свою волю, они пытались добиться «мира любой ценой» — шли на уступки, смирялись, подчинялись. Чаще всего родители вынуждены придерживаться методов I или II или метаться между этими двумя противоположностями, потому что они не видят альтернативы «армейской» тактике, подразумевающей, что кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. При этом мы не раз убеждались, что эти родители отдают себе отчет в том, какой из двух методов они используют чаще, и прекрасно понимают, что оба метода неэффективны. Создается впечатление, что они просто не знают, что еще можно сделать. Многие были бы только рады, если бы им помогли выбраться из этого тупика. склонны повторять те или иные действия, за которыми следует награда, и отказываться от тех действий, за которые они не получают награды или даже бывают наказаны. Поэтому родитель может «закрепить» одно поведение с помощью награды и «подавить» другое, применив наказание.
Допустим, вы хотите, чтобы ваша дочка играла с паровозиком, и не хотите, чтобы она трогала ценные фарфоровые статуэтки, стоящие на этажерке. Закрепить поведение «игра в машинки» вы можете так: дождитесь, когда девочка начнет катать по полу паровозик, сядьте с ней рядом и скажите ласково, с улыбкой: «Вот умница». А чтобы отбить у нее охоту трогать статуэтки, можно шлепнуть ее по руке, когда она потянется к этажерке, нахмуриться, покачать головой и сказать: «Ай-яй-яй, какая плохая девочка». Ребенок быстро запомнит, что игра с паровозиком ассоциируется с родительской лаской, а игра со статуэтками — нет. Именно так родители обычно пытаются изменить поведение своих детей. И называют это «обучением». На самом деле родитель просто использует свою власть, чтобы принудить ребенка сделать то, что нужно родителю. Тот же самый метод используют цирковые дрессировщики, обучая, например, медведя ездить на велосипеде. Или инструкторы-собаководы, когда им нужно научить собаку команде «Рядом!». Инструктор надевает на собаку ошейник с поводком и отходит в сторону. Потом командует: «Рядом!» — и тянет за поводок. Если собака не подходит ближе, инструктор резко дергает за поводок, и ошейник больно сдавливает ей шею. Если собака послушалась команды, ее гладят по холке. И вскоре собака уже четко выполняет команду.
Бесспорно, силовые методы срабатывают. Детей таким образом можно научить играть с игрушками, а не с дорогими побрякушками, собак — выполнять команды, а медведей — ездить на велосипеде.