Одобрение следует наглядно показать
Одно дело для родителя — испытывать добрые чувства по отношению к ребенку и совсем другое — продемонстрировать эти чувства. Пока ребенок не поймет, что родитель к нему расположен, положительного результата не будет. Родителям следует научиться правильно выражать одобрение — так, чтобы ребенок это почувствовал. Для этого существуют определенные приемы — назовем их навыками общения. Психотерапевты и психоаналитики, успех работы которых во многом зависит от умения вызвать доверие у клиента, долгие годы учатся применять эти приемы на практике. В результате им удается создать у собеседника впечатление, что он их очень интересует, и они, в свою очередь, одобряют его слова и действия. Психолог понимает: от этого зависит, сможет он помочь пациенту или нет. Как известно, слово лечит, и доверительный разговор кому-то может помочь. Но это должен быть правильный разговор. Родители — те же психотерапевты для своих детей. От того, как они разговаривают с детьми, во многом зависит, помогут они детям или только навредят им. Хороший родитель, как хороший психотерапевт, должен овладеть навыками общения.
На занятиях КЭР родители недоверчиво спрашивают: «Может ли обычный человек вроде меня научиться всему, что умеет профессиональный психолог?» Тридцать лет назад я бы ответил «нет». Однако в ходе занятий я и мои коллеги убедились, что родители могут стать хорошими помощниками для своих детей. Очевидно, дело здесь не только в знании психологии или понимании механизма человеческих отношений. Все дело в том, чтобы научиться «конструктивно» общаться с людьми. Психологи называют это «терапевтической коммуникацией». Смысл ее сводится к тому, что некоторые наши слова и действия оказывают «терапевтический», оздоровляющий эффект на людей. От этих слов и действий люди комфортнее себя чувствуют, становятся более разговорчивыми, охотнее делятся своими мыслями и переживаниями, у них повышается самооценка и отступает боязнь угрозы извне; такие люди способны внутренне развиваться и изменять при необходимости свое поведение.