Как понять что ребенок столкнулся с проблемой?
Активное выслушивание как нельзя более подходит для случаев, когда ребенок дает понять, что столкнулся с проблемой. Обычно родители вовремя замечают такую ситуацию.
Все дети время от времени чувствуют обиду, разочарование, боль или потрясение. Причиной этого могут быть трудности в отношениях с друзьями, братьями и сестрами, родителями, учителями, какие-то факторы внешней среды или глубоко личные, внутренние проблемы. Если детям удастся самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации, это положительно скажется на их душевном здоровье, повысит их самооценку. Если же их постигнет неудача, могут возникнуть психологические проблемы. Когда именно пора применять активное выслушивание? Толчком может послужить некий тревожный сигнал в сообщении ребенка, означающий, что он столкнулся с какой-то проблемой. Но для начала надо определить, «чья это проблема». Мы говорим именно о ПРОБЛЕМЕ РЕБЕНКА, а не проблеме родителей, поскольку активное выслушивание не имеет никакого смысла, если с проблемой в отношениях с ребенком сталкивается сам родитель. А проблема возникает у ребенка, когда что — то мешает удовлетворению его потребностей. Метод активного выслушивания помогает ребенку найти выход из его собственной неприятной ситуации и крайне редко помогает родителям найти выход, когда поведение ребенка создает проблему для родителя.
Вот с какими проблемами может столкнуться ребенок: Алекс обиделся на своего друга, который сказал, что больше с ним не водится. Виктор расстроен, его не взяли в баскетбольную команду.
Линда плачет, потому что никто из ребят не хочет быть ее кавалером на выпускном балу.
Бонни не может решить, кем она хотела бы стать, когда вырастет. Стивен расстраивается из-за того, что так растолстел. Лиза напугана, потому что одна девчонка в школе пригрозилась ее побить. Родни злится, когда в очередной раз проигрывает в шахматы своему брату. Одноклассники называют Лору «спичкой» из-за ее худобы. Хелен встревожена: она боится завалить экзамен.