Люди наделенные равной или относительно равной властью
Как правило, люди, наделенные равной или относительно равной властью, редко используют метод I. А если один из них вдруг попытается его применить, то другой вряд ли допустит, чтобы конфликт разрешался таким способом. Но если человек полагает, что у него больше власти, чем у другого, он может применить метод I. А если и его собеседник считает, что у него меньше власти, то он, вероятнее всего, подчинится, если, конечно, не выберет путь сопротивления. Совершенно очевидно, что метод III — метод ненасильственный — или, что точнее, метод «без проигравших»: с его помощью конфликты разрешаются таким образом, что никто проигравшим себя не чувствует. Обе стороны конфликта выигрывают, потому что принятое решение устраивает каждую. В этой главе я собираюсь рассказать, как этот метод действует, и для начала приведу его краткое описание. У родителя и ребенка происходит конфликт интересов. Родитель просит ребенка вместе с ним найти такой выход из ситуации, который бы устраивал их обоих. Кто — то из них предлагают возможные пути решения. Затем оба критически оценивают все идеи и в конце концов выбирают окончательное решение, приемлемое для обоих. После того как решение принято, уговаривать друг друга не нужно, поскольку оба уже согласились с этим решением. И не нужно никому ничего навязывать силой, поскольку принятое сообща решение ни у кого не вызовет сопротивления. Возвращаясь к хорошо знакомому нам случаю с плащом, посмотрим, как развивались события после применения родителем метода III. Вот какой, по его словам, получился диалог: Эти два примера разрешения конфликтов с помощью метода III раскрывают очень важный аспект, который родители обычно не сразу понимают. Я придерживаюсь мнения, что родители должны выучить всего лишь один-единственный метод разрешения конфликтов — метод, применимый к детям всех возрастов.