Школьные правила
Школьные правила предусматривают такую иерархию отношений, при которой на вершине власти всегда находятся взрослые, а дети вынуждены им подчиняться. Отступление от этих правил влечет за собой наказание — в некоторых случаях, как ни трудно в это поверить, даже физическое. Эффективность работы учителей оценивают обычно не по тому, как дети учатся, а по уровню дисциплины в классе. Школьная программа часто слишком скучна, суха и не имеет непосредственного отношения к тому, с чем дети сталкиваются в повседневной жизни. Понимая, что учеба не вызывает у детей большого интереса, в школах почти повсеместно применяют систему поощрения и наказания, в основе которой баллы за успеваемость, в результате чего многие дети показывают успеваемость ниже среднего. Учителя часто высмеивают и унижают учеников. Школьников поощряют, если им удается повторить за учителем слово в слово то, что он сказал, или пересказать близко к тексту фрагмент прочитанного, что отнюдь не способствует развитию самостоятельного мышления. А во время обсуждения темы в классе учителя не могут, как правило, добиться от учеников заинтересованного участия, поскольку между ними и детьми стоят двенадцать барьеров.
Когда дети плохо ведут себя в классе, что естественно при такой скучной и тягостной для пытливого ума атмосфере, конфликты обычно разрешаются с применением метода I или — значительно реже — метода II. Детей чаще всего отправляют к директору или к классному руководителю, который и пытается разобраться в конфликте. Обычно предполагается, что виноват ребенок, и его наказывают, требуя, чтобы он «больше так не делал».