Пределы родительской власти
Если читатель думает, что награда и наказание позволяют эффективно управлять поведением детей, он будет отчасти прав. А отчасти не прав. Когда родители пытаются влиять на детей с позиции силы, при одних условиях они вроде бы могут добиться желаемого, а при других — нет. У этого метода есть множество побочных эффектов, и все они крайне неприятные. В результате «обучения повиновению» дети часто превращаются в запуганных, нервных, подозрительных, мстительных существ, они обижаются и сердятся на «воспитателей». Есть нежелательные последствия и для самих воспитателей. Злоупотребление властью довольно рискованно и плохо сказывается на самом родителе-дрессировщике. Ссылаться на родительский авторитет в общении с детьми можно лишь при наличии определенных условий. Родитель должен быть уверен, что обладает всей полнотой власти — что предложенные им награды будут достаточно привлекательны для ребенка, а угроза наказания — достаточно серьезной. Следовательно, ребенок должен зависеть от родителя; чем больше он чувствует зависимость от родительских поощрений или наказаний, тем больше власти у родителей.
Это касается вообще всех человеческих взаимоотношений. Если мне что-то очень нужно — например, нужны деньги, чтобы купить еду для детей — и в материальном плане я нахожусь в полной зависимости от одного-единственного человека, в таком случае он будет иметь надо мной достаточно много власти. Если я буду зависеть от какого-то одного работодателя, я, скорее всего, вынужден буду соглашаться на все, о чем он меня попросит. Но один человек сохраняет власть над другим лишь до тех пор, пока их позиции неравны и второй находится в относительно невыгодном положении — он слаб, беззащитен, нуждается в чем-то, беспомощен и т. п.