Ребенок упрашивает родителей сводить его в кино
Ребенок упрашивает родителей сводить его в кино, но он несколько дней не убирался в своей комнате, хотя обещал. Мама: «Мне не хочется делать тебе одолжение, потому что ты не выполнил своего обещания и не убрался в комнате». Ребенок включает музыку на полную громкость, так что родителям в соседней комнате трудно поддерживать беседу. Мама: «Нам очень неудобно разговаривать — музыка слишком громкая». Ребенок обещал убрать в ванной и туалете перед приходом гостей. Он весь день бездельничал, но теперь уже поздно: гости приедут примерно через час. Мама: «Я чувствую, что напрасно на тебя понадеялась. Я с утра на ногах, возилась в комнатах, готовила, накрывала на стол, а теперь мне приходится переживать из-за ванной». Девочка обещала прийти домой в назначенный час, чтобы вместе с мамой съездить в универмаг за туфлями. Но забыла посмотреть на часы и пришла позже. Теперь маме приходится спешить. Мама: «Знаешь, мне не нравится, когда я тщательно планирую свой день, специально выкраиваю время, чтобы купить тебе туфли, а ты опаздываешь». Как посылать невербальные я-сообщения самым маленьким детям Родители совсем маленьких детей часто спрашивают о том, как послать я-сообщение малышам, которые еще не научились говорить и вряд ли могут понять вербальное я-сообщение.
По опыту мы знаем, что многие родители недооценивают способность маленьких детей понимать я-сообщения. Большинство детей, не достигших двухлетнего возраста, чувствуют разницу между одобрительным и неодобрительным замечанием, они отлично понимают, когда родителю нравится то, что делает ребенок, и когда не нравится. К двум годам большинство детей уже понимают смысл таких родительских сообщений, как «Ой, больно», «Мне это не нравится», «Папа не хочет играть», и даже сообщений посложнее: «Это не игрушка», «Это жжется» или: «Это опасно, уколешься» и т. п.