Подозрение что родители не любят
Вероятно, самое серьезное последствие применения метода II — то, что у детей возникает подозрение, что родители их не любят. И это вполне объяснимо, если представить себе, как трудно родителю испытывать нежные чувства к ребенку, который всегда верховодит, добиваясь своего за их счет. В семьях, где преобладает первый метод улаживания конфликтов, неудовлетворенность исходит от ребенка — и родитель ее чувствует. В семьях, где преобладает второй метод, недовольство исходит от родителя. Родитель часто обижается, сердится, злится на ребенка, предъявляет к нему претензии. Когда ребенок получает аналогичные сообщения от своих сверстников и, вероятно, от других взрослых, не удивительно, что он начинает подозревать, будто его не любят, и это часто соответствует действительности. Многочисленные исследования говорят нам о том, что дети, привыкшие дома к разрешению конфликтов с помощью метода II, проявляют больше творческих способностей, чем дети, привыкшие к методу I. Однако за этот успех расплачиваются их родители: в семейном общении эти дети чаще всего невыносимы. Родители в семьях, где принят метод II, очень страдают. Вот что говорят они о своих ощущениях:
«Он всегда добивается своего, и я с этим ничего не могу поделать». «Я даже рада, когда дети уходят в школу, так я могу хоть немного отдохнуть от них». «Мне с ними так трудно — все время приходится все за них делать». «Честно сказать, я иногда просто не в силах на это смотреть — я даже выхожу из комнаты». «Они, кажется, даже не понимают, что я тоже живой человек и у меня может быть своя жизнь». «Иногда — стыдно признаться — у меня такое чувство, что я бы с радостью сдал их на руки кому-нибудь, так они меня достали». «Мне даже стыдно брать их с собой ку-да-нибудь или приглашать домой друзей — тогда все увидят, какие у меня несносные дети».
Для родителей, использующих метод И, забота о детях превращается в непосильную ношу и вместо радости приносит одни страдания. Действительно, как это тяжело — заботиться о тех, кого трудно любить!