Реальные проблемы у детей
Используя метод I, родители часто упускают возможность узнать, что же на самом деле беспокоит их ребенка. Ведь они навязывают ему собственные готовые решения и часто лишают его возможности сообщить о своих чувствах, которые по большей части и определяют поведение ребенка. Таким образом, метод I не позволяет родителям добраться до самого важного.
Метод III, напротив, позволяет добраться до глубинных реальных проблем. А когда реальная причина раскрыта, разрешить конфликт значительно легче. Хороший пример — «проблема с плащом», которая, как выяснилось, была вызвана боязнью насмешек из-за некрасивого, «страшного» плаща. А вот и еще примеры. Пятилетний Натан несколько месяцев назад пошел в подготовительную группу и сначала ходил с охотой, но потом вдруг заявил, что больше туда не пойдет. Мама насильно выволакивала его из дома, пока наконец не решила выяснить, в чем же дело. Это заняло у нее чуть более десяти минут. Оказывается, Натан стал бояться, что мама забудет забрать его из школы. Ему пришло в голову, что, отправив его в школу, мама пытается избавиться от него. Мама ответила Натану, что ей нравится, когда они вместе дома. Но ей очень нравится и то, что он теперь школьник. С помощью метода III они придумали несколько способов решения проблемы и в конце концов остановились на следующем: мама будет приезжать за ним в школу еще до окончания уроков и ждать, пока он выйдет из класса. Похожий конфликт в другой семье разрешился совсем иначе, поскольку благодаря методу III вскрылась другая проблема. Пятилетняя Бонни также отказывалась идти в детский сад, каждое утро заставляя родных нервничать. Вот довольно пространный, но трогательный диалог, который был воспроизведен по магнитофонной записи в моем кабинете: Вот что, по словам отца Лоры, происходило после этого разговора:
» на вооружение.